“У него нет кнопки”, – Пентагон опровергает слухи об F-35 на фоне призывов отказаться от оборонной продукции США
После нескольких недель безумных спекуляций, Пентагон официально отрицает, что у него есть возможность удаленно выводить из строя истребители Lockheed Martin F-35.
Концепция, получившая название “kill switch”, появилась, по-видимому, как необоснованный слух в социальных сетях. Она получила достаточную популярность, чтобы освещаться в новостях Европы и Северной Америки.
“Выключателя нет”, – заявило 18 марта Управление совместной программы Пентагона по истребителям F-35 (JPO). – Программа действует в соответствии с четко установленными соглашениями, которые гарантируют, что все эксплуатанты F-35 обладают необходимыми возможностями для поддержания и эффективной эксплуатации своих самолетов”.
JPO курирует переговоры по контрактам, поставки самолетов и техническое обслуживание всех глобальных операторов одномоторных реактивных истребителей. По данным Lockheed, двадцать стран присоединились к многонациональной программе создания истребителей, и 10 из них уже эксплуатируют F-35 на своей территории.
В январе компания сообщила о том, что количество заказов на F-35 составляет 408 самолетов.
Правительства европейских стран были одними из самых активных участников программы F-35, и в их число входят несколько стран-учредителей. Но сейчас на континенте, похоже, наблюдается снижение интереса к самолетам, а также обеспокоенность растущей зависимостью от американской оборонной продукции.
Компания Lockheed применила менее прямолинейный подход в опровержении туманных заявлений о выключателе, вместо этого сославшись на заявления представителей министерства обороны Бельгии и Швейцарии – заказчиков F-35 – опровергающие идею дистанционного отключения.
“У нас нет никаких указаний на то, что это возможно”, – заявил глава минобороны Бельгии изданию Derniere Heure. “F-35 не является самолетом с дистанционным управлением”.
Хотя это может быть и так, потенциальные эксплуатанты также выразили обеспокоенность тем, что Вашингтон может отказать в необходимой финансовой поддержке для обеспечения полетов их самолетов, включая запасные части, услуги по капитальному ремонту и модернизации в течение всего жизненного цикла.
JPO также отрицает это, заявляя, что по-прежнему привержена предоставлению всем пользователям F-35 “полной функциональности и поддержки, которые им требуются” для удовлетворения оперативных потребностей.
Однако репутации программы, которая превратила истребитель для вооруженных сил США в один из столпов внешнеполитической стратегии Вашингтона, возможно, уже нанесен серьезный ущерб.
Давние союзники США, включая Канаду и Португалию, начали задаваться вопросом, отвечает ли их интересам использование истребителя американского производства, который находится под надзором регулирующих органов со стороны правительства США.
Португалия, которая пока не является официальным заказчиком F-35, сделала первый шаг: 13 марта министр обороны страны заявил, что в нынешних политических условиях на Вашингтон нельзя полагаться как на союзника.
“Этот наш союзник, который на протяжении десятилетий всегда был предсказуем, может наложить ограничения в использовании, техническом обслуживании, запчастях – во всем, что связано с обеспечением работоспособности самолетов и их использованием во всевозможных сценариях”, – сказал Нуну Мело португальской газете Publico.
Буквально через несколько дней за ним последовала Канада, а 16 марта министр обороны Билл Блэр заявил, что Оттава изучает альтернативы F-35 и будет вести переговоры с конкурирующими производителями. Королевские военно-воздушные силы Канады выбрали F-35A в качестве своего нового фронтового истребителя в 2022 году, а официальный контракт на поставку 88 самолетов был подписан в 2023 году.
Стоимость сделки с Канадой для Lockheed оценивается примерно в 14 миллиардов долларов.
Сейчас Германия находится под давлением своей отечественной промышленности, вынужденной пересмотреть запланированную закупку 35 истребителей F-35A.
Представитель профсоюза в немецком подразделении европейского аэрокосмического гиганта Airbus Defence & Space 17 марта призвал Берлин аннулировать свой заказ у Lockheed. Эта сделка позволит заменить часть парка ударных истребителей Panavia Tornado, имеющихся в распоряжении ВВС Германии.
Хотя истинной причиной беспокойства по поводу F-35 является, прежде всего, политическая и экономическая неопределенность, вызванная президентом Дональдом Трампом, слухи о выключателе предоставляют союзникам США дополнительное прикрытие для открытого выражения своих сомнений.
Канада стала объектом риторической критики со стороны Трампа, который неоднократно заявлял, что страна может и должна присоединиться к американскому политическому союзу в качестве 51-го штата под властью Вашингтона. Трамп также пообещал ввести жесткие тарифы на канадскую продукцию, хотя он неоднократно откладывал выполнение своих угроз.
Президент также пригрозил прекратить военную поддержку европейских членов НАТО, которые не тратят достаточно средств на собственную оборону, и даже намекнул, что он может не присоединиться к пакту о взаимной обороне, который занимает центральное место в трансатлантическом альянсе.
Некоторым европейским странам, похоже, надоело. Президент Франции Эммануэль Макрон 16 марта заявил местным новостным агентствам, что он будет стремиться сплотить континент, чтобы отказаться от американских ракетных систем и самолетов, а вместо этого покупать их у европейских производителей, таких как французский производитель истребителей Dassault.
“Тем, кто покупает F-35, следует предложить Rafale”, – сказал Макрон в интервью Le Parisien, имея в виду истребитель производства Dassault. “Это способ увеличить темпы производства”.
Около двух третей европейских оборонных закупок приходится на американских поставщиков. Массовый отток покупателей из Европы может оказать серьезное финансовое воздействие на американских производителей.
Комментарии Макрона прозвучали в связи с тем, что компания Dassault, похоже, заключила долгожданный контракт на поставку ВМС Индии замены российскому палубному истребителю МиГ-29К.
Сообщается, что в апреле Париж и Нью-Дели подпишут соглашение о приобретении 26 самолетов Rafale Ms стоимостью 7,6 миллиарда долларов.
(FlightGlobal)
Источник: avianews.info