Ракеты-носители «Ангара»

0 3

Ракеты-носители «Ангара»

Роскосмос 9 апреля планирует осуществить пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» и полезной нагрузкой с космодрома Восточный

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2024 года Роскосмос планирует осуществить пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» и полезной нагрузкой с космодрома Восточный в Амурской области.

Содержание:

История проекта

«Ангара» — российский проект по созданию унифицированных ракет-носителей от легкого до тяжелого класса. С их помощью планируется выводить различные космические аппараты: спутники, космические корабли, автоматические межпланетные станции.

После распада Советского Союза в 1991 году космодром Байконур, с которого проводились пилотируемые запуски, стал собственностью Республики Казахстан. С этого космодрома запускалась ракета «Протон», единственный в то время российский носитель тяжелого класса. Хотя в 1994 году Россия подписала с Казахстаном договор об аренде космодрома, с целью независимого выхода в космос в РФ было решено разработать новую тяжелую ракету-носитель, которую можно было бы запускать со своей территории.

В 1992-1994 годах был проведен конкурс на создание перспективного космического носителя, который выиграл Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ, Москва). ГКНПЦ предложил проект «Ангара», предусматривавший создание универсальных ракет от легкого до тяжелого класса. Кроме того, в носителях «Ангара» было предложено использовать экологически чистое топливо на основе керосина («Протон» работает на токсичном гептиле).

Официальный старт проекту положил указ президента РФ Бориса Ельцина от 6 января 1995 года «О создании космического ракетного комплекса «Ангара». Государственными заказчиками были определены Министерство обороны РФ и Российское космическое агентство (впоследствии Федеральное космическое агентство, ныне госкорпорация «Роскосмос»). Головным разработчиком стал ГКНПЦ им. Хруничева.

В 1990-е годы работы по проекту фактически не велись из-за недофинансирования ракетно-космической отрасли, они возобновились в 2000-е годы. Для проведения испытаний космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» выбрали космодром Плесецк в Архангельской области, где был построен стартовый комплекс. Создание на космодроме соответствующей инфраструктуры предусматривалось Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы и Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», а разработка и изготовление ракеты — Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы.

В апреле 2018 года председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил, что в проект вложено в общей сложности более 110 млрд рублей. В частности, по его словам, строительство первого летного экземпляра тяжелой ракеты «Ангара-А5.1Л» обошлось примерно в 3,4 млрд рублей. Стоимость легкой «Ангары-1.2» на начало июня 2019 года оценивалась в 2,28 млрд рублей (эта сумма, включающая изготовление и поставку ракеты, указывалась в госконтракте на запуск спутников «Гонец-М» №33, 34, 35). В финансовой отчетности ГКНПЦ за 2019 г. сообщалось, что себестоимость «Ангары» к 2024 году будет снижена с 7 до 4 млрд рублей. В июне 2020 года в пресс-службе Роскосмоса сообщили, что ГКНПЦ изготовит в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) несколько носителей «Ангара» по цене менее 5 млрд рублей за одну ракету (для сравнения: примерно столько же стоит изготовление двух тяжелых «Протонов-М»).

Модификации

Первоначально проект предусматривал создание ракет-носителей в легком («Ангара-1.2»), среднем («Ангара-A3») и тяжелом («Ангара-А5») вариантах. Впоследствии от «Ангары-А3» отказались в связи с началом разработки космического носителя «Союз-5» («Иртыш») того же класса. Однако в 2022 году Роскосмос вновь заявил об «Ангаре-А3» — в декабре макет ракеты был представлен на Международной авиационной-космической выставке в Иране (Iran Air Show 2022). По словам генконструктора КБ «Салют» ГКНПЦ им. Хруничева Сергея Кузнецова, «Ангара» среднего класса «при ее эксплуатации совместно с ближневосточными заказчиками, может решить широкий круг задач».

Помимо базовой «Ангары-А5», предполагается, что тяжелый вариант ракеты будет включать в себя также другие версии. В разработке находятся «Ангара-А5М» увеличенной грузоподъемности и «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью. Кроме того, рассматривалось создание многоразовой «Ангары-А5ВМ» с возвращаемыми первой и второй ступенями.

Конструктивные особенности ракет «Ангара»

При создании «Ангары» впервые за основу был взят модульный принцип. Ракеты разной грузоподъемности собираются из стандартных блоков с высокой степенью взаимозаменяемости. Основа носителя — универсальный ракетный модуль (УРМ), представляющий собой конструкцию из двигательного отсека и баков окислителя и горючего. В первых двух ступенях «Ангары» применяется УРМ-1, в верхней ступени — УРМ-2. Легкий и тяжелый варианты ракеты-носителя отличаются друг о друга количеством ступеней и используемых блоков-модулей. «Ангара-1.2» имеет две ступени, «Ангара-А5» — три.

Работу универсальных ракетных модулей обеспечивают двигатели, использующие экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород (окислитель). УРМ-1 оснащается РД-191, УРМ-2 — РД-0124А. Двигатель РД-191 (впоследствии будет заменен на модернизированный вариант РД-191М) разработан в НПО «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко (город Химки, Московская область) и создавался специально для «Ангары». Он сконструирован на базе РД-170, который применялся в советской тяжелой ракете-носителе «Энергия» (всего состоялось два пуска — в 1987 и 1988 году). Двигатель РД-0124А разработан в Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА, Воронеж), которое ныне входит в интегрированную структуру НПО «Энергомаш». В версии «Ангара-А5В» вместо РД-0124А планируется использовать водородный двигатель РД-0150 разработки КБХА.

Прототип первой ступени (УРМ-1) «Ангары-1.2» трижды, в 2009, 2010 и 2013 году, прошел летные испытания в составе южно-корейской легкой ракеты-носителя KSLV-1 (другое название: Naro-1).

Характеристики «Ангары-А5»

Ракета «Ангара-А5» имеет три ступени. Базовый вариант тяжелого носителя, по данным ГКНПЦ, состоит из шести блоков: четырех УРМ-1 в составе первой ступени, одного УРМ-1 в составе второй и одного УРМ-2 в составе третьей ступени.

Согласно данным Роскосмоса, высота базовой «Ангары-А5» — около 55,4 м, стартовая масса — приблизительно 773 т, грузоподъемность — до 24-24,5 т (на низкую околоземную орбиту высотой около 200 км). При этом максимальная грузоподъемность «Ангары-А5В» составит 37,5 т. Модернизированная «Ангара-А5М», как сообщал Дмитрий Рогозин во время пребывания в должности гендиректора Роскосмоса, сможет выводить в космос около 27,5 т полезного груза.

Дополнительно в тяжелой «Ангаре-А5» предусматривается применение разгонных блоков разработки ГКНПЦ — «Бриз-М» (эксплуатируется с 1999 года) и перспективного кислородно-водородного тяжелого класса (КВТК). Также планируется использование разгонных блоков типа ДМ Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева (город Королев, Московская область) — «Персей» (с ним ракета запускалась 27 декабря 2021 года с Плесецка) и «Орион».

Статистика пусков

Технические решения позволяют запускать с одной пусковой установки все ракеты семейства «Ангара» — от легкого до тяжелого класса. До настоящего времени пуски проводились с Плесецка. В 2019-2023 годах на космодроме Восточный был построен КРК «Амур», с которого будут запускаться космические носители этого типа. В частности, с него при помощи тяжелой версии ракеты планируется выводить в космос перспективный многоразовый пилотируемый космический корабль «Орел».

Первый пуск тяжелой «Ангары-А5» состоялся 23 декабря 2014 года с космодрома Плесецк. В расчетное время от ракеты отделился разгонный блок «Бриз-М» с макетом космического аппарата. Полезная нагрузка была выведена на целевую орбиту.

14 декабря 2020 года в рамках летно-конструкторских испытаний был проведен второй пуск с Плесецка — «Ангара-А5» стартовала также с «Бризом-М» и габаритно-массовым макетом полезной нагрузки.

Всего по состоянию на 8 апреля 2024 года было проведено три пуска «Ангары-А5», из них один был частично успешным.

Предыдущий пуск состоялся 27 декабря 2021 года с Плесецка с разгонным блоком «Персей». Как сообщило тогда Минобороны РФ, орбитальный блок в составе «Персея» и макета космического аппарата отделился от третьей ступени «Ангары-А5» через 12 минут после старта. По данным Роскосмоса, этот пуск тяжелой ракеты был частично успешным. Другие подробности пуска официальные ведомства не приводили.

Первый пуск с Восточного

23 декабря 2023 года Роскосмос сообщил об отправке первой летной «Ангары-А5» на Восточный для проведения испытательных пусков с этого космодрома. В 2023 году готовность и работоспособность систем стартового комплекса была подтверждена испытаниями полноразмерного наземного жидкостного макета ракеты-носителя — «Ангара-НЖ».

26 марта 2024 года первая летная «Ангара-А5» была вывезена на стартовый комплекс космодрома, она будет запускаться с разгонным блоком «Орион». Ранее Роскосмос сообщил, что старт ракеты-носителя планируется в период с 6 по 10 апреля 2024 года.

Серийное производство ракет «Ангара»

В апреле 2011 года было принято совместное решение Минобороны РФ и Космического центра им. Хруничева, согласно которому ответственность за производство и разработку проектной документации ракет «Ангара» было возложено на ПО «Полет» (Омск), являющееся филиалом ГКНПЦ. К концу 2024 года планируется завершить реконструкцию и техническое перевооружение предприятия для обеспечения серийного изготовления носителей этого семейства. При этом, как сообщалось, на московской площадке останется производство третьей ступени тяжелой «Ангары-А5».

25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» Дмитрий Рогозин, возглавлявший в то время Роскосмос, сообщил о подписании контракта с Минобороны РФ на поставку четырех серийных ракет «Ангара-А5». Глава ГКНПЦ Алексей Варочко заявлял, что заказанные носители будут изготовлены на омской площадке в 2022-2024 годах.

В ближайшей перспективе экологически чистая «Ангара-А5» полностью заменит ракету-носитель «Протон-М», которая запускается с 2001 года с Байконура.

(ТАСС)

Источник: avianews.info

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.