На чем астронавты будут ездить по Луне

0 0

Среди моделей, представленных на Космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс, были полноразмерные управляемые прототипы двух коммерческих луноходов и полноразмерный макет третьего, которые претендуют на то, чтобы стать преемниками лунных автомобилей программы Apollo.

В прошлом году НАСА выбрало три команды, состоящих из нескольких компаний для проведения 12-месячного анализа предложений по программе Lunar Terrain Vehicle Services, в ходе работ по которой поставщики построили и испытали прототипы двухместных вездеходов. Как и для многих компонентов лунной программы Artemis, агентство не хочет покупать ни одну из машин, а вместо этого намерено фактически арендовать одну из них для пилотируемых миссий Artemis, начиная с  Artemis V, которая в настоящее время запланирована на 2030 год. В отдельных пресс-релизах разработчики луноходов сообщили, что они ожидают, что этот выбор случится в этом году, хотя НАСА не  подтвердило сроки. С учетом средств, уже выделенных на технико-экономическое обоснование, НАСА заявляет, что максимальная стоимость контракта Lunar Terrain Vehicle Services составит до 4,6 миллиарда долларов в течение 15 лет.

Хотя претенденты, несомненно, были вдохновлены тремя лунными автомобилями программы Apollo, побывавшими на Луне полвека назад, запрос НАСА на представление предложений требует, чтобы LTV следующего поколения были чем-то большим, чем просто повторением прошлых моделей. В частности, НАСА хочет, чтобы эти негерметичные транспортные средства могли “удаленно выполнять научные, исследовательские и логистические задачи” без астронавтов. Еще одно требование заключается в том, чтобы все LTV оснащались манипулятором.

Еще одно заметное отличие от лунных автомобилей Apollo, каждый из которых выполнял одну миссию, заключается в том, что НАСА рассчитывает, что LTV прослужит не менее 10 лет, перемещаясь по мелким, острым частицам, из которых состоит лунный реголит, или грунт.

Вот три рассматриваемых проекта:

На чем астронавты будут ездить по Луне

Содержание:

Astrolab

Практично выглядящий луноход FLEX (Flexible Logistics and Exploration), является результатом сотрудничества лос-анджелесской компании Venturi Astrolab и европейского производителя электромобилей Venturi при участии компаний Axiom Space и Odyssey Space Research. Хотя в первую очередь внимание привлекают массивные солнечные панели, которые доминируют на одной стороне открытого шасси представленного здесь макета, наиболее заметной особенностью могут быть “гипердеформируемые” колеса, разработанные компанией Venturi. Удерживаемые рядом перекрещивающихся тросов, верхние половинки колес будут выдерживать вес лунохода, позволяя нижней части колес деформироваться или сплющиваться там, где они касаются поверхности при преодолении препятствий.

FLEX рассчитан на перевозку грузов весом до 1600 кг, что примерно в три раза превышает грузоподъемность вездехода Apollo, составлявшей 490 кг. И независимо от того, что решит НАСА, по крайней мере один из этих луноходов будет ездить по Луне. Astrolab в 2023 году объявила, что FLEX отправится к южному полюсу Луны уже в 2026 году на борту беспилотного посадочного модуля Starship – демонстрационной миссии, которую НАСА требует от SpaceX выполнить, прежде чем поручить Starship доставить астронавтов с лунной орбиты на поверхность для миссии Artemis III.

На чем астронавты будут ездить по Луне

Intuitive Machines

Из трех моделей Moon RACER (Reusable Autonomous Crewed Exploration Rover) компании Intuitive Machines , возможно, больше всего напоминает вездеход Apollo, благодаря широкому расположению шасси с низкой посадкой и аналогичной грузоподъемности в 400 кг. Если астронавты захотят перевезти дополнительный груз, к вездеходу может быть присоединен дополнительный прицеп, который увеличивает грузоподъемность до 1200 кг. В команду входят компании Atlas Devices, AVL, Barrios, Boeing, австралийское космическое агентство CSIRO, Fugro, Michelin, Northrop Grumman и Roush.

Еще одной движущей силой разработки стало желание, чтобы  Moon RACER и прицеп были сконструированы таким образом, чтобы их можно было разместить на борту Nova-D, тяжелого грузового посадочного модуля, который разрабатывает Intuitive, при этом багги отделится от посадочного модуля, как только достигнет поверхности Луны.

Nova-D – это увеличенный вариант двух посадочных аппаратов Nova-C, которые совершили посадку на Луну в марте этого года и феврале 2024 года. Оба аппарата при посадке перевернулись.

На чем астронавты будут ездить по Луне

Lunar Outpost

Компания Lunar Outpost, базирующаяся в Колорадо, выбрала для своего лунохода привычное название Eagle. И еще один исторический экскурс в историю: в команду входят компании, имеющие опыт создания луноходов. General Motors участвовала в разработке шасси и колес для луноходов Apollo, а Goodyear производила шины из проволочной сетки. Leidos и MDA Space также являются участниками, причем MDA Space предоставляет манипулятор для багги, который, помимо других задач, может помочь перемещать припасы в грузовом отсеке вездехода. Lunar Outpost отказалась поделиться данными о грузоподъемности Eagle, сославшись на продолжающийся конкурс.

Представленный на выставке Eagle является четвертым прототипом — и вторым полноразмерным, полностью функционирующим – который компания построила за последний год, рассказал мне соучредитель и директор по стратегии Форрест Мейен. Луноход имеет в основном металлическую отделку, со всех сторон установлены фары, улучшающие видимость для водителей-астронавтов, а бортовые приборы — “Орлиные глаза” — помогают ориентироваться, когда багги находится в автономном режиме.

У Lunar Outpost уже есть луноход меньшего размера на Луне, но он так и не смог поездить. Мобильная автономная разведывательная платформа компании, или MAPP, была одним из полезных компонентов на борту посадочного модуля Intuitive Machines Nova-C, который приземлился в прошлом месяце, но MAPP не смог подняться на поверхность. Nova-C упал на бок в воронку, зажав  отсек с луноходом.

Aerospace America

Источник: avianews.info

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.