Чему учит история освоения космоса

0 0

66 лет назад наша страна запустила первый в мире искусственный спутник Земли. «Бип! Бип!»… Этот позывной открыл для человечества космическую эру. Вспоминая прошлое, мы смотрим в будущее. О космических успехах и потерях, проблемах и перспективах говорим с ветераном космической отрасли, разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и «Энергия-Буран» Владимиром Бугровым. Владимир Евграфович, вы следили за запуском станции «Луна-25»? Как отнеслись к ее потере?

Владимир Бугров: С досадой и сочувствием коллективу «НПО Лавочкина». Но спокойно. Раньше тоже случались неудачи. Так, осенью 1962 года из шести запущенных ОКБ-1 межпланетных станций пять остались на околоземной орбите. Правда, раньше это было «впервые в мире». А сегодня, после полувекового перерыва, это то же.

Многие ученые допускают пересмотр российской лунной программы. Но раздаются и такие голоса: а уместно ли вообще сегодня планировать масштабные космические проекты? Ваше мнение?

Владимир Бугров: Уместно. Но не полномасштабное освоение Луны, а лучше вернуться к нашей межпланетной программе. Вспомним. Главный конструктор Сергей Павлович Королев одновременно с разработкой корабля «Восток» разрабатывал тяжелый межпланетный корабль ТМК: следующим важнейшим этапом после полета Гагарина на околоземную орбиту он планировал первый полет человека в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Но не удаляясь от Земли. Все, что летало в космос в первые десятилетия космической эры, было подчинено отработке элементов именно межпланетного полета.

Сегодня уже нет людей, создававших прежние проекты, опыт утрачен. Поэтому нужно, не стесняясь, организовать разработку межпланетного корабля ТМК в вузах.

Больших денег не надо: студенты все равно должны разрабатывать курсовые и дипломные проекты. Не все же бросятся изобретать беспилотники. Могут появиться дельные проекты и даже новый Королев. Да и на новой российской орбитальной станции один из модулей вполне может стать прототипом будущего межпланетного корабля. Так что, как говорил Фридрих Цандер: «Вперед на Марс!».

Приходилось читать, что в нашей стране был не только проект экспедиции на Марс, разработанный Королевым, но и другие.

Владимир Бугров: Единственный проект экспедиции на Марс был разработан Королевым по постановлению правительства 1959 года, официально утвержден в 1962-м и успешно претворялся в жизнь до 1974 года. Других реальных проектов не было.

Чему учит история освоения космоса

Фото: Из книги В. Бугрова «Марсианский проект С. П. Королева», Фонд «Русские Витязи», 2009 г.

А как получилось, что такая грандиозная цель была утрачена? Насколько я знаю, никаких документов по марсианскому проекту ОКБ-1 не сохранилось.

Владимир Бугров: Зато у меня сохранились две рабочие тетради. Одна — совершенно секретная, содержащая черновые расчеты по всем принципиальным техническим вопросам марсианского проекта. Другая — несекретная. С ежемесячными планами.

Проектировались сразу два корабля: первый пилотируемый «Восток» и тяжелый межпланетный ТМК?

Владимир Бугров: Да, они разрабатывались одновременно. В то же время создавались автоматические аппараты и станции для полетов к Луне, Марсу и Венере. Королев хотел в комплексе отработать элементы будущей экспедиции на Марс. Кстати, именно оценка надежности всего комплекса позволила Королеву допустить полет Юрия Гагарина.

В 1962 году его проект марсианского комплекса был утвержден президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем. По мнению Келдыша, мы могли в 1975 году сделать пилотируемый облет Марса. Однако Королева уже не было. В 1974 году вся материальная часть и документация по советской межпланетной программе были уничтожены его же соратниками.

Почему?

Владимир Бугров: Стали влиять групповые интересы. Пошел хаос идей. Была утрачена главная цель, ради которой все создавалось.

Но ведь «Буран» стал главной целью? Вы имели к нему самое непосредственное отношение: 14 лет были ведущим конструктором по комплексу «Энергия-Буран»…

Владимир Бугров: Комплекс «Энергия-Буран» — это не цель, а средство для доставки грузов. На орбиту корабль «Буран» мог доставить 30 тонн, но ракета «Энергия» доставляла 100 тонн! Корабль создавался, чтобы возвращать 20 тонн груза с орбиты. Многоразовая система рентабельна при частом использовании. Скажем, американцы в свое время собирались возвращать на землю военные спутники для ремонта и профилактики. Это была пустая затея: Илон Маск не возвращает тысячи своих спутников.

Мы умели за год сделать четыре полета, то есть вернуть на землю 80 тонн чего-то, однако никто не знал, чего и зачем. Мне поручали разобраться с целевым использованием «Бурана». Анализ показал: все предполагаемые задачи можно было дешевле и проще решить на одноразовых носителях.

В 1985 году я даже написал письмо Горбачеву с предложением использовать задел по «Бурану» для разработки воздушно-космического самолета по проекту П.В. Цыбина. Проект одобрили, началась разработка, но помешала перестройка.

Чему учит история освоения космоса

Лист из рабочей тетради Владимира Бугрова. Вот так выглядела компоновочная схема тяжелого межпланетного корабля в начале 1962 года. Фото: Из книги В. Бугрова «Марсианский проект С. П. Королева», Фонд «Русские Витязи», 2009 г.

Сейчас в мире лунный бум. Эксперты подсчитали: до 2030 года разные страны планируют запустить на Луну примерно 17 миссий. Озвучена, в том числе и у нас, перспективная цель — лунная база.

Владимир Бугров: Лунная база тоже не цель, а средство. Целью объявлялось полномасштабное освоение Луны. Но что это такое, чем должно завершиться и во что обойдется, пока никто не сформулировал.

Чтобы конкурировать в космосе, нужно уметь концентрировать потенциал всей страны на осуществлении масштабных программ. Соблюдать принцип системного подхода. А у нас сегодня часть потенциала в собственности частных компаний, цель которых — прибыль. Как привлекать их возможности, когда стране нужно, а им невыгодно?

История учит?

Владимир Бугров: Должна учить.

(Российская газета)

Источник: avianews.info

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.