Смелый полет зонда NASA сквозь извержение Солнца проливает свет на солнечные бури

Солнечный зонд «Паркер» пролетел через корональный выброс массы в 2021 году, найдя подсказки, которые помогут разгадать тайну космической погоды.

Последние шесть лет солнечный зонд «Паркер» путешествовал по внутренней части Солнечной системы и стал первым космическим кораблем, «коснувшимся» Солнца. С каждым приближением к звезде зонд собирает все больше подсказок о том, что вызывает загадочные вспышки Солнца.

Во время встречи с Солнцем в 2021 году солнечный зонд NASA зафиксировал корональный выброс массы (CME), взрывную вспышку высокоэнергетического излучения, с беспрецедентной детализацией. Когда зонд впервые пролетел через мощный КВМ, он увидел турбулентные жидкости, свидетельствующие о редком явлении, которое физики давно считали происходящим на Солнце, но так и не смогли наблюдать.

Результаты, подробно описанные в новой статье, опубликованной в издательстве Astrophysical Journal, предлагают новый способ лучше понять, что вызывает взрывные вспышки нашей родительской звезды. При этом учёные смогут предсказывать солнечную погоду, которая может оказать пагубное воздействие на энергосистемы и навигационные системы Земли.

Турбулентные вихри, или нестабильности Кельвина-Гельмгольца (KHI), как их называют физики, возникают, когда две быстро движущиеся жидкости взаимодействуют друг с другом. Редкое явление происходит на Земле, когда скорость ветра в верхней и нижней частях облака различна и проявляется в виде вращающихся или движущихся вихрей.

На Солнце турбулентные вихри могут возникать внутри коронального выброса массы, когда плазма взаимодействует с солнечным ветром на заднем плане.

«Турбулентность, вызывающая KHI, играет фундаментальную роль в регулировании динамики КВМ, протекающих через окружающий солнечный ветер», — Эвангелос Паурис, член научной группы широкоугольного формирователя изображений для солнечного зонда Паркер (WISPR), говорится в сообщении.

«Следовательно, понимание турбулентности является ключом к достижению более глубокого понимания эволюции и кинематики КВМ»

Космический корабль NASA, запущенный 12 августа 2018 года, предназначен для прохождения сквозь атмосферу Солнца. Солнечный зонд использует Венеру в качестве гравитационной силы, чтобы постепенно сжимать свою орбиту вокруг Солнца, причем каждое близкое сближение звезд длится около 12 дней.

На данный момент Parker Solar Probe совершил 18 сближений с Солнцем, ближайший из которых находился на расстоянии 7,26 миллиона километров от Солнца 28 декабря 2023 года. Космический корабль готовится к максимальному сближению с Солнцем в декабре 2024 года, когда он приблизится к Солнцу на расстояние 6,16 миллиона километров — в семь раз ближе, чем любой другой космический корабль. Он никогда больше не подлетит так близко к Солнцу.

Хотя ученые наблюдают за Солнцем уже несколько десятилетий, мы еще очень многого не знаем о нашей родительской звезде. Близкие встречи солнечного зонда с Солнцем дают ученым массу информации, которая может помочь разгадать самые большие тайны звезды.