NASA выяснило почему зонд «Вояджер-1» несколько месяцев давал сбои

NASA выяснило почему зонд «Вояджер-1» несколько месяцев давал сбои

Из-за поврежденного оборудования памяти миссия передает тарабарщину, но, возможно, есть способ это исправить.

После нескольких месяцев отправки непригодных данных в центр управления полетами наконец-то появилась надежда на космический корабль «Вояджер-1». Инженеры NASA точно определили причину странной аномалии миссии и полагают, что смогут помочь межзвездному зонду снова обрести смысл.

Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA полагают, что космический корабль «Вояджер-1» отправлял бессмысленные данные из-за повреждения аппаратной памяти в системе полетных данных космического корабля (FDS).

«Команда подозревает, что один чип, ответственный за хранение части затронутой части памяти FDS, не работает», — написало NASA в обращении.

FDS собирает данные от научных инструментов «Вояджера», а также инженерные данные о состоянии космического корабля и объединяет их в единый пакет, который передается на Землю через одну из подсистем зонда, блок телеметрической модуляции (TMU), в двоичном коде.

У FDS и TMU возникли проблемы со связью друг с другом. В результате TMU отправляет данные в центр управления полетами в повторяющейся схеме из единиц и нулей. Инженеры NASA не совсем уверены, что повредило аппаратную часть памяти FDS. Они думают, что либо в чип попала энергичная частица из космоса, либо он просто изношен после 46 лет работы.

«Вояджер-1» был запущен в 1977 году, менее чем через месяц после того, как его двойной зонд «Вояджер-2» начал свое путешествие в космос. Зонд отправился в межзвездное пространство в августе 2012 года, став первым космическим кораблем, покинувшим гелиосферу.

Проблема впервые возникла в мае 2022 года, когда зонд внезапно начал отправлять бессмысленные данные артикуляции и контроля отношения (AACS) . Инженеры решили проблему, отправив данные телеметрии через один из других компьютеров космического корабля. В декабре 2023 года «Вояджер-1» снова начал говорить тарабарщину.

1 марта команда отправила «тычок» в систему данных космического корабля — команду, которая мягко предлагает FDS попробовать различные последовательности в своем программном пакете, чтобы точно определить поврежденный раздел. Два дня спустя «Вояджер-1» отправил сигнал, который содержал показания всей памяти FDS , что помогло команде определить источник сбоя, сравнив это показание памяти с предыдущим для поиска несоответствий в коде.

«Используя показания, команда подтвердила, что около 3% памяти FDS повреждено, что не позволяет компьютеру выполнять нормальные операции», — написало NASA в своем посте.

Инженеры надеются решить проблему, найдя способ нормальной работы FDS без поврежденного оборудования памяти, что позволит «Вояджеру-1» начать передачу данных о космосе и продолжить свое путешествие в глубоком космосе.