Ил-96-300: 25 лет в небе — качество, проверенное временем
Ил-96-300 RA-96016.
25 лет назад, 28 сентября 1988 года, с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле взлетел первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96-300. Управлял лайнером экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя Героя Советского Союза Станислава Близнюка. После посадки летчиков встретили аплодисментами. Успешно завершился многолетний труд по созданию нового отечественного самолета.
Начиналось все в 1978 году, когда конструкторское бюро Ильюшина во главе с Генрихом Васильевичем Новожиловым приступило к проектированию самолета большой вместимости с четырьмя турбореактивными двигателями, способного летать на дальние расстояния.
К этому времени быстрое развитие авиатранспорта и увеличение объема дальнемагистральных пассажирских перевозок требовало появления воздушного судна, способного заменить Ил-62. Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолет, долгое время бывший флагманом Аэрофлота, был разработан в ОКБ им. Ильюшина еще в начале 1960-х годов. Был необходим новый самолет, способный перевозить большее количество пассажиров, разгружая тем самым аэропорты, более комфортный и более экономичный.
Сохранилась история о том, что техническое задание на разработку этой машины Генриху Васильевичу Новожилову министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев и министр гражданской авиации Борис Павлович Бугаев написали на салфетке, поскольку во время одного из совместных полетов под рукой не оказалось писчей бумаги.
Первоначально предполагалось, такой лайнер станет дальнейшим развитием самолета Ил-86 и сохранит конструктивную общность с ним. Это позволяло бы сэкономить государственные средства, сократить сроки появления новой машины, быстро внедрить ее в серийное производство. Поэтому и проект получил обозначение Ил-86Д (дальний).
В ходе работ выяснилось: при создании лайнера необходимы совершенно новые принципиальные и конструктивные решения, направленные на повышение аэродинамического совершенства самолета, снижение его массы, обеспечение экономичности и простоты технического обслуживания в эксплуатации. Нужно создать практически полностью новый самолет.
На первом варианте самолета Ил-96 планировалось установить двигатели конструкции Н.Д.Кузнецова с тягой 18 т и большой степенью двухконтурности. Предполагалось сохранить фюзеляж Ил-86 длиной 56 м, разместить 350 пассажиров, обеспечив дальность полета в 10 000 км.
С назначением на должность министра авиационной промышленности Ивана Степановича Силаева, было принято решение для магистральных самолетов Ил-96 и Ту-204 применить унифицированный двигатель ПС-90, с тягой 16 т конструкции Павла Александровича Соловьева. Самолет для такого двигателя оказался велик. Конструкторы нашли выход: уменьшили длину фюзеляжа Ил-86 на 5,5 м, количество пассажиров в одноклассной компоновке сократилось до 300. Самолет получил новое название Ил-96-300.
По внешнему виду Ил-96-300 напоминает своего предшественника-самолет Ил-86, однако, в его параметры, конструкцию планера, системы и состав оборудования внесены принципиально новые, качественные изменения.
На основе большого объема исследовательских и экспериментальных работ для Ил-96-300 спроектировано новое крыло большого удлинения с суперкритическими профилями, подобраны оптимальные формы мотогондол. Была проведена огромная работа по улучшению местной аэродинамики. Большое внимание уделялось снижению массы конструкции планера, функциональных систем и оборудования. Подробно проработаны вопросы оптимизации режимов полета.
Все эти решения позволили повысить весовую и топливную эффективность нового самолета, увеличить его ресурс. Ил-96-300 способен перевозить пассажиров, грузы и почту на магистральных линиях протяженностью от 4000 до 11000 км. В одноклассной компоновке он берет на борт до 300 человек. При этом, расход топлива у новой машины в два раза ниже, чем у предшественника — дальнего Ил-62М.
Позаботились конструкторы и об экипаже. Впервые на самолете установили так называемую «стеклянную кабину», заменив многие приборы многофункциональными дисплеями. Вся информация о работе бортовых систем лайнера выводится на шесть цветных дисплеев, что значительно облегчает работу экипажа по управлению самолетом.
Установленный пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает полную автоматизацию самолетовождения в сложных метеоусловиях над любыми районами земного шара и выполнение автоматической посадки. Он позволяет совершать полеты без штурмана, что сократило число членов экипажа до трех человек.
Особое внимание при проектировании было уделено вопросам безопасности. Система встроенного контроля и обнаружения неисправностей позволяет выявить их во время технического обслуживания. Благодаря своей удивительной надежности, использованию многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов и механическим дублированием, за время эксплуатации Ил-96-300 не произошло ни одной аварии повлекшей гибель людей.
Пассажиры размещаются в двух просторных салонах в рядах кресел, установленных по схеме «3+3+3». Между блоками кресел имеется два прохода. Предусмотрены и смешанные варианты с повышенной комфортностью в салонах первого и бизнес-класса. Два грузовых отсека на нижней палубе оборудованы для быстрой погрузки и выгрузки багажа в стандартных международных контейнерах.
Широкофюзеляжная компоновка салона позволила достигнуть дополнительной комфортности для пассажиров. Мягкий рассеянный свет, современные отделочные материалы, буфетные стойки, удобные кресла, снабженные различным оборудованием, часто расположенные окна со шторками-светофильтрами — все это призвано обеспечить максимум удобств в полете.
Госиспытания двигателей ПС-90 завершились в 1992 году. На следующий год, самолет Ил-96-300 получил Сертификат типа МАК.
Начиная с 1993 года, лайнеры Ил-96-300 летают в составе «Аэрофлота». Некоторые из них носят имена знаменитых советских и российских летчиков, конструкторов, ученых: Валерий Чкалов, Владимир Коккинаки, Валерий Меницкий, Станислав Близнюк и т.д.
На базе лайнера, в 1996 году, был создан самолет специального назначения Ил-96-300ПУ для Президента Российской Федерации. Специальное оборудование дает возможность первому лицу государства выполнять всю необходимую работу на борту, в том числе главнокомандующего Вооруженными силами, поэтому самолет называют «пункт управления».
Использование самолетов марки «Ил» для полетов Президента России и правительственных перевозок, говорит о традиционном высоком доверии к технике конструкторского бюро им. С.В. Ильюшина.
Источник: vpk.name