Заменить 30 Сбербанков: как упростить доступ бизнесу на рынки капитала

0 0

Эксперт «Деловой России» рассказал, как упростить доступ бизнеса на биржу Как помочь малому и среднему бизнесу выйти на фондовый рынок, рассказал глава подкомитета по публичным рынкам капитала «Деловой России» Алексей Лазутин


                    Заменить 30 Сбербанков: как упростить доступ бизнесу на рынки капитала

В условиях длительного периода жесткой денежно-кредитной политики быстрорастущие компании малой и средней капитализации все чаще задумываются об использовании инструментов рынка капитала, рассматривая их как альтернативу банковскому кредитованию. Глава подкомитета «Деловой России» по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин рассказал, как облегчить им путь к публичности и поможет ли это выполнить поручение президента по достижению капитализации  фондовым рынком 66% ВВП страны к 2030 году.

От кредитов — к облигациям?

Заседания совета директоров ЦБ сегодня находятся под пристальным вниманием бизнеса — от того, какое решение по ключевой ставке примет регулятор, напрямую зависит стоимость привлечения средств и само существование компаний. Бизнес выдерживает цикл ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) почти два года, с того момента, когда в июле 2023 года регулятор повысил ставку до 8,5% и постепенно к текущему моменту довел ее до 21%.

За это время компании уже испробовали все возможное для того, чтобы оставаться на плаву: повышали эффективность за счет внутренних резервов, пересматривали финансовое планирование, диверсифицировали источники финансирования. И будут продолжать этим заниматься, так как понимают, что даже при позитивном сценарии — то есть если в ближайшее время не прилетит никакой «черный лебедь» и ЦБ во втором полугодии 2025 года начнет снижать ставку — кредиты подешевеют не ранее лета следующего года. И абсолютно точно банки будут под лупой рассматривать заемщиков, а в корпоративном секторе под это в первую очередь подпадут малые и средние компании как более рискованные заемщики.

Поэтому все больше компаний, даже малой и средней капитализации, смотрят на рынок капитала как на источник финансирования стратегий роста. Привлечение денег с помощью, например, облигаций не требует от эмитента  предоставления залога и позволяет использовать привлеченные средства для развития бизнеса без каких-либо ограничений.

По данным Мосбиржи, в первом квартале этого года размещение корпоративных облигаций выросло на 75%, до ₽1,67 трлн. Безусловно, облигации  не заменят банковского кредитования в полной мере, но очевидно, что все больше компаний строят стратегию привлечения финансирования на комбинации этих инструментов, ориентируясь на прогнозы по ключевой ставке.

Первый пункт, на который обращает внимание любая компания в вопросе привлечения капитала, — его стоимость. И облегчение сопутствующего размещению ценных бумаг  финансового бремени остается ключевым фактором для увеличения количества участников российского фондового рынка из сегмента средних и малых предприятий и технологических компаний.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» субъектам МСБ компенсировалась часть затрат на размещение ценных бумаг, а также по выплате купонного дохода по размещенным облигациям. И с этой поддержкой с 2019 по 2024 год только облигаций было размещено на сумму более ₽44 млрд.

«Деловая Россия» выдвинула инициативу продлить эти меры поддержки для МСБ и распространить их на технологические компании. Сегодня Минэкономразвития, Банк России и Мосбиржа работают над программой субсидирования части затрат для МСБ по выходу на фондовый рынок. Первый отбор компаний на получение субсидий, которыми можно будет покрыть затраты на услуги организаторов размещений, аудиторов, юристов, состоится уже летом этого года.

Усиление господдержки инструментов рынка капитала может помочь нивелировать негативный эффект от снижения доступности банковского кредитования и сокращения объемов его использования компаниями сегмента МСБ. По данным «Эксперт РА», если в 2022 году рост кредитного портфеля МСБ составлял 30%, то в этом году он достигнет всего 13%. Поэтому сейчас необходимо не просто продлить существующие меры поддержки инструментов рынка капитала, а усилить их.

И здесь важно не концентрироваться на каком-то одном сегменте, а поддерживать и IPO, и размещение облигаций в равной мере. Ведь малые и средние компании зачастую заходят на публичные рынки капитала с облигациями, так как это самый эффективный шаг по формированию публичной истории. Небольшие компании с высоким потенциалом роста повышают уровень своей транспарентности, выстраивают корпоративную структуру и финансовую модель, что в дальнейшем позволяет им рассмотреть вопрос о целесообразности проведения IPO.

Основная движущая сила российского фондового рынка — розничный инвестор. Сегодня на Мосбирже открыто более 36 млн брокерских счетов физлиц, на частного инвестора приходится около 70% торгов акциями и около трети торгов облигациями. Роль розницы настолько сложно переоценить, что Центральный банк даже предложил расширить перечень раскрываемой эмитентами информации и адаптировать ее под розничного инвестора — обязать выходящие на биржу компании раскрывать два независимых отчета с оценкой справедливой стоимости бизнеса, усилить ответственность организатора IPO, в том числе за содержание проспекта эмиссии, и ввести другие требования.

Намерение повысить прозрачность размещений и таким образом укрепить доверие инвесторов к рынку ради его качественного и устойчивого развития, безусловно, благое. Но здесь важно не зарегулировать рынок до такой степени, что вход для части потенциальных эмитентов — и здесь я снова имею в виду быстрорастущие компании средней и малой капитализации — окажется закрыт.

Сегодня инфраструктура рынка капитала может вместить до 35 IPO и около 300 размещений облигаций. Если в результате введения требования к организаторам размещений подписывать проспект эмиссии их число сократится или они поднимут цены на свои услуги, первыми пострадают потенциальные эмитенты из сегмента средних и малых компаний.

Преобладание розничного инвестора на рынке приводит к ограниченному спросу и высокой волатильности  . От чего, опять же, в первую очередь страдают небольшие эмитенты. Было бы логично уравновесить розницу, расширив институциональным инвесторам доступ к размещениям акций и облигаций российских эмитентов. Например, сняв ограничения по кредитному рейтингу  , отрасли эмитента и его размеру и по минимальному объему размещения, выставив лимиты участия институционалов в доле от размещения и при этом максимально диверсифицировав количество размещений.

В феврале прошлого года Владимир Путин обозначил цель — капитализация фондового рынка должна достичь 66% ВВП страны к 2030 году. Чуть позже представитель Мосбиржи обмолвилась, что для достижения этой цели нужно где-то найти еще 30 Сбербанков, «Роснефтей» и ЛУКОЙЛов и привести их на фондовый рынок.

По разным оценкам, в России около 55 тыс. компаний на разных стадиях жизненного цикла, среди которых много потенциально качественных эмитентов средней и малой капитализации. Конечно, нельзя сейчас с уверенностью сказать, что при условиях устранения барьеров по пути на рынок для средних и малых компаний это сможет заменить необходимые 30 Сбербанков. Но очевидно одно — упрощение доступа институциональных инвесторов на рынок, расширение инфраструктуры, либерализация доступа для потенциальных качественных эмитентов на разных стадиях жизненного цикла — эти три вещи могут стать залогом успеха в деле по углублению и развитию российского фондового рынка.

РБК: Эксперты оценили, сколько нужно IPO для выполнения цели из указа Путина

Источник: quote.rbc.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.